24 сентября специалисты Центра приняли дистанционное участие во Всероссийском совещании школьных служб примирения и медиации, организованном Министерством просвещения РФ и Московским государственным юридическим университетом имени О. Е. Кутафина (МГЮА). В дискуссии режиме видеоконференцсвязи приняли участие представители государственных органов, работники школ и образовательных учреждений, общественных организаций, а также специалисты в области психологии и детской и подростковой преступности. В центре внимания экспертов были вопросы борьбы с конфликтами и насилием в школе и в семейных отношениях.
В начале конференции к участникам обратился заместитель министра просвещения РФ Денис Грибов. Спикер отметил возрастание проблемы конфликтов в школах, проанализировал работу медиации и примирения школьных служб, и указал на необходимость выработки нормативно-правовых актов для регулирования отношений в этой области.
Уполномоченный по правам ребёнка при президенте РФ Анна Кузнецова отметила значимость подготовки специалистов по налаживанию отношений между школьниками и тоже уделила внимание правовой стороне проблемы.
«Сегодня вопросы буллинга, школьной травли выходят на первый план. Эта ситуация требует пристального внимания. Конфликт лучше предотвратить, чем потом решать. Школьные годы для ребенка — это не только оценки, это и климат образовательного учреждения. Необходимо говорить о комплексном подходе, о решении конфликтов в образовательной среде, об учащихся, которые находятся в конфликте с законом. Сегодня есть новые ресурсы, в том числе новый закон, касающийся воспитания и образования. Важно, чтобы специалистов по медиации и примирению становилось больше, чтобы можно было решать детские конфликты на разной стадии», – резюмировала Анна Кузнецова.
В ходе заседания участники обсудили также вопросы кибербуллинга, то есть травли в социальных сетях, а также участие родителей в деятельности служб медиации.
В дискуссии приняли участие представители региональных госорганов, которые на примерах с участием школьников показали возможности развития благоприятного климата в образовательных учреждениях и уделили внимание охране психического здоровья школьников, остановились на проблемах, связанных с ситуацией пандемии, насилия в семье. Своим опытом в этой области поделились чиновники и сотрудники общественных организаций Алтайского края, Воронежской, Омской и Липецкой области, Сибири и Казахстана, Красноярска и Владикавказа, Нижнего Новгорода, Московской области и других регионов страны.
В рамках совещания были проведены тематические круглые столы:
1. Круглый стол №1 «Проблема эффективности подготовки профессионального школьного медиатора: современное состояние,
перспективы» https://www.youtube.com/channel/UC8HUdD0b6o9SsON0CVINQeQ?view_as=subscriber
2. Круглый стол №2 «Медиация и примирение: практики применения в образовательных организациях» https://www.youtube.com/channel/UCk9qFUSeMSOTmZZb8z7vOTA?view_as=subscriber
3. Круглый стол №3 «Службы школьной медиации как форма институционализации современного гражданского общества» https://www.youtube.com/channel/UCoyiPHXa1iIZ9J-WR3ggJZg?view_as=subscriber
4. Круглый стол №4 «Роль школьных служб примирения и медиации в процессах управления, профилактики и воспитания в образовательных организациях» https://www.youtube.com/channel/UCINc5QrNjQVyj7Ouk6zr0cQ?view_as=subscriber
5. Круглый стол №5 «Реализация восстановительных программ в образовательных организациях как элемент профилактики криминализации подростковой среды» https://www.youtube.com/channel/UC46MAOLH55eUEVBjbl96luQ?view_as=subscriber