Продолжаем цикл статей по теме: «Значение потешек, чистоговорок, скороговорок для развития речевой активности детей раннего возраста».
Сегодня поговорим о СКОРОГОВОРКАХ.
Скороговорка – это специально продуманная фраза или небольшое четверостишие, построенные из трудно произносимых сочетаний звуков, предназначенных для быстрого и четкого проговаривания вслух. Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно так, чтобы его понимали. Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать связь в смысле, значении. Он также учится не только говорить, но и слушать. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают.
В скороговорках, предназначенных для развития речи детей, очень часто присутствуют детские образы – имена ровесников, которые делают скороговорку ближе:
Съел Валерик вареник,
А Валюшка – ватрушку.
Большая часть скороговорок рассказывает о животных, птицах или насекомых:
У ежа в гостях ужата,
У ужа в гостях ежата.
Положительный эмоциональный фон при разучивании веселых скороговорок позволяет организовывать общение с взрослыми комфортно, а обучать и развивать без принуждения. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка.